Материалы
о школе
|
С чего начинается новая школа - школа успеха. Из опыта работы Усак-Кичуской средней общеобразовательной школы
Способность самостоятельно думать, иметь свободу выбора действий и ответственных решений, умение сохранить и поддержать свое здоровье в
единстве духовного, телесного и социального благополучия, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, желание и стремление понять и
полюбить другого человека…
Можно ли всему этому научиться в школе? Можно,если это школа добрых замыслов и добрых дел, если в основе всей школьной жизни лежит любовь и забота о ребенке, если в этой школе действительно человек становится не средством, а целью любой деятельности… Можно, если это Хорошая Школа, которая могла бы стать началом жизни многих хороших людей. О такой школе мечтаем мы: педагоги, ученики, родители и администрация Усак - Кичуской средней общеобразовательной школы. Такую школу мы хотим и строим и условное " строительное" название нашей модели: Школа Успеха - модель личностно-ориентированной школы. А начиналось все очень просто и традиционно. Основана школа в 1920 году. В 1968 году школа получила статус средней и в 1970 году вышли из стен первые 24 выпускника. За этот период выпустили 35-й выпуск, всего 909 выпускников. Многие из них сегодня сами стали учителями, многие закончили учебные заведения, стали хорошими специалистами. Среди них кандидаты экономических наук, руководители предприятий, заслуженные врачи и учителя… Школа с любовью следит за судьбой своих питомцев, радуется и гордится их успехами. 25 декабря 1978 года. С большой радостью перешли учащиеся и учителя в новое двухэтажное здание школы. 29 октября 1988 года открылся краеведческий музей в здании школы. 1992 год . Начался I этап разработки и внедрения в практику работы школы программы воспитательной работы в условиях сельской школы. Для успешного осуществления основных направлений деятельности педколлектива , исходя из принципа, что воспитание успешно, если оно системно и целостно, выработали свою авторскую систему "Воспитание детей в условиях сельской школы". С целью осуществления деятельности по моделированию, построению и управлению воспитательной системой изменили режим работы школы. Вместо традиционных классных часов ввели Минуты доброты. С целью совершенствования организации отдыха учащихся включили творческие перемены, по подготовке учащихся к предпрофильному и профильному обучению, организовали Дальтон-час. Для снятия переутомления,разгруз-ки проводим уроки здоровья. Данный режим работы школы включает че-редование элементов образования и воспитания в течение учебного дня, недели и эффективно влияет на воспитание, развитие, творческий рост учащихся. 1993 год. Первые попытки внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса. Формируется система самоуправления школьников через организацию КТД ( коллективные творческие дела) . Активно работают разновозрастные советы по организации дел по принципу " сами планируем, сами анализируем". Полностью оправдала себя введенная структура ученического самоуправления. На заседаниях Большого совета ученики и учителя на равных правах обсуждают все вопросы школьной жизни, определяют ключевые дела, выбирают дежурных командиров. Дежурство организовано по разновозрастным группам. В течение недели дежурят 12 учащихся 5-11 классов. Каждодневная работа классов по всем направлениям анализируется и отражается еженедельно, ежемесячно на школьных стендах, определяются лучшие классы, лучшие учащиеся. Такая структура самоуправления дает реальные результаты: дети чувствуют себя хозяевами школы, учатся самостоятельности,ответственности, самоанализу, управлению. Через школу управления в течение учебного года проходят все учащиеся. Таким образом, управлять не личностью ребенка, а процессом ее становления - цель нашего педагогического коллектива. Школа стала дипломантом Всероссийского конкурса "Школа года- 93". 1994 - 1998 гг. Возрождение национальной школы на основе традиций народной педагогики. Разработка концепции национальной школы и успешное её осуществление. На базе школы успешно проводятся семинары по обмену опытом. Победитель районного конкурса " Школа года-1998", " Красивая школа -98". Таким образом, с 1988 по 1998 годы - первые десять лет становления школы шло через включение учителей, учащихся и родителей в совместную коллективную, познавательную и социально-полезную деятельность на основе демократизации всей школьной жизни. В 2000 ый год школа вышла в виде довольно устойчивой системы. У школы проявилось свое лицо, выросло объединяющее чувство " Мы", гордость за свой коллектив, вырос авторитет школы, школа захотела проявить и подтвердить свою индивидуальность, осмыслить свое конкретное предназначение. Открыта постоянно действующая выставка творческих работ и достижений учащихся. На традиционном творческом отчете кружков организуется защита наиболее интересных проектов, исследова тельских работ. Проведено исследование " Эксперимент и ее результаты". Кульминационный момент II этапа становления школы Успеха - 80 летиешколы, где приняли участие 194 учащихся, учителя, родители и 188 выпускников, руководители предприятий, организаций, представители Министерства образования и Аппарата Президента РБ. Данный праздник транслировался в канале ОРТ 26 мая 2000 года в программе "Райхан". Опыт работы школы обобщен на страницах журнала " Учитель Башкортостана" № 12, 2000 г. и газетах " Кызыл тан" ," Омет". 2001 год. III этап. Старт нового направления в развитии школы. Изменилась цель школы: развитие индивидуальности через гармонию во всех внутренних и внешних взаимодействиях личности и её окружения, через создание условий и возможностей выбора для каждого человека. А в основе всей деятельности школы интересы того, ради кого она вообще существует - интересы ребенка. Значит, с одной стороны надо учесть такие разные потребности и возможности, а с другой стороны предоставить личности возможность выбора разнообразных форм и способов реализации этих возможностей и потребностей с целью дальнейшего самоусовершенствования , развития и адаптации в окружающем социуме. Вот так и пришли к идее личностно- ориентированного обучения и воспитания, к идее построения новой модели - Школы самоопределения основным результатом которой является формирование личности, способной к самоопределению и самореализации в обществе. По запросам родителей открыта "Школа молодой семьи" и группа кратковременного пребывания дошкольников "Радуга" с целью подготовки дошкольников в школу. Принята " Программа формирования нового гражданина Башкортостана". 2002 год. По итогам изучения интересов учащихся введены элементы Дальтон - технологии, в режиме школы - Дальтон - час проводится в среду по возрастным группам с 5 по 11 класс. Составлена программа "Одаренные дети" . Школа Дипломант республиканского смотра - конкурса " Мой двор - моя забота", " Зеленый наряд2002". 2003 год. Решением Большого Совета начата экспериментальная работа по профессиональной подготовке старшеклассников по специальности "Пользователь ЭВМ". Проведена I школьная олимпийская игра. Принята программа "Образование и здоровье". Поисковой и исследовательской работе школы принимает участие все большее число учителей и учащихся. Идет трудоемкий, длительный, но наиболее эффективный процесс вживания рядового учителя в экспериментальную деятельность школы. Исследовательские работы Губаева Ришата , Гайзуллина Ильфата признаны лучшими в республике, команда юных геологов получила приглашение на ХVIII слет юных геологов. Школа Дипломант республиканского смотра - конкурса "Зеленый наряд 2003", победитель радиоконкурса "Здоровая школа ". 2004 год. Подготовительный этап к переходу на профильное обучение: анкетирование учащихся, родителей, учителей, диагностика интересов учащихся, составление проекта учебного плана по профильному обучению, проведение педсовета. Изучение "Портрета современной семьи", составление альбома - эстафеты "Школа глазами родителей" и эстафеты добрых дел учащихся. Ранжирование интересов учащихся в течение учебного года и награждение по номинациям на итоговом заседании Большого Совета. Проведена II школьная олимпийская игра. По итогам районного конкурса "Лучшее образовательное учреждение - 2004" и дипломант регионального этапа. Обобщение опыта работы школы на страницах районной газеты " Светлый путь" от 26 мая 2004г. Школа становится объединяющей силой внутри себя разных людей, разных детей, разные формы и виды обучения. Поэтому стоит задуматься, так ли это необходимо сегодня делить учеников на " способных" и " неспособных", так ли нравственно делить учителей на "творческих" и "нетворческих" , так ли гуманно делить родителей на "нужных" и "ненужных", если мы не хотим породить новое поколение холопов и хамов, если мы хотим помочь каждому человеку осознать свою ценность, значимость и собственное достоинство, если мы хотим формировать свободного человека - человека разумного и созидающего. Таким образом, на примере краткого анализа этапов становления Школы Успеха Усак-Кичуской средней общеобразовательной школы в условиях сельской местности, очень хорошо видно, что именно такая гибкая адаптивная модель школы может удовлетворить самые разнообразные запросы родителей, учащихся, это именно та самая модель которая наиболее реально может стабилизировать и интегрировать процессы развития творческой, гармоничной личности. А значит, и способствовать стабилизации и гармоничному развитию всего общества, не углубляя его противоречий. Поиск новых идей Школы Успеха продолжается… |