Приветствую Вас, Гость

История села Усак-Кичу

В первой половине 16 века башкирский народ делился на множество племен. В долинах реки Дема, где сейчас расположены Уфимский, Чишминский, Благоварский, Альшеевский, Давлекановский, Миякинский и Бижбулякский районы, жили башкиры племени Мин. Дословно Мин обозначает тысяча. Это свидетельствует о многочисленности населения племени Мин. Наша столица - город Уфа - также основана на землях минских башкир. Земля минских башкир была очень богатой: простирались привольные степи, удобные для разведения лошадей и другого скота; густые леса, в которых водилось множество куниц, лисиц, волков, медведей, зайцев, бобров, диких гусей и уток, тетеревов; реки и озера, богатые рыбой.

Историк Р.З. Шакуров в своей книге " По следам географических названий" об основании нашей деревни Новая Васильевка пишет так: «Названия некоторых татарско-башкирских деревень появились от башкирских, чувашских, казахских имен. Таковы айконимы деревень Баязит, Кунаккул, Старая Васильевка, Новая Васильевка, Никифарово, Жилдар. По нашим местным материалам чуваши Василий, Никифар и казах Жилдархан были основателями выше упомянутых деревень. Татары переселились в эти места попозже. До этого на этой территории жили башкиры племени Мин. В 17-19 веках Минские башкиры занимали довольно большую территорию в долинах реки Дема.

Деревня Новая Васильевка (Усак-Кичу) возникла чуть позже, чем коренное поселение тептярей Старая Васильевка (ныне Альшеевского района), хотя ее жители имели запись Уфимской провинциальной канцелярии от 29 августа 1746 года, как и сельчане коренного их места выхода. Тептяри дочерней деревни по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 5 марта 1779 года создали свое поселение, укрупнив его допуском припущенников по договору башкир Иликей-Минской волости от 20 марта 1782 года. Были припущены и государственные крестьяне из татар по договору или кейминцев 5 июля 1814 года". Первые переселенцы, а потом татары (тептяры и припущенники) по договору взяли землю от башкир - вотчинников. По указу от 5 марта 1779 года и от 20 марта 1782 года чуваш Василий 29 августа 1746 года взял землю по договору от башкир- вотчинников Илкульмин. И назвали они свое поселение Усак-Кичу. В дословном переводе означает " усак"- осина, "кичу" - брод, т.к. была переправа через реку, моста не было, а кругом росли осины. (Тептяры - это те, которые переселились на башкирские земли по договору, а припущенники- переселились без договора).

В 1783 году здесь было 104 человека, по материалам ревизии 7 октября 1795года: "Было людей мужского пола -48, женского пола- 60, всего- 108 человек". По материалам 8 ревизии от 20 апреля 1834года - 230 тептярей,200 государственных крестьян, в 1859 г.- 405, в 1870 г. - 436, в 1920 г. – 1337 тептярей, ошибочно названных башкирами. Составитель тептяр из деревни Кунаккулово Белебеевского уезда Шамсетдин Ирмухаметович Хасанов. До 1790 года тептяры и припущенники платили ясак по 80 копеек на каждого и от 8 дворов 1 человека отправили на работу в Оренбург. За труды получали 3 копейки в день и продукты из казны.

Природа края была очень богатой и разнообразной. Крупный чиновник и ученый П.И.Рычков писал о ней следующее: " Что касается довольства сея провинции (имеется в виду Башкортостан- И.А.), то во всей Российской империи едва сыщется ли другая, которая б всем нужным к житию человеческому толико избычествовала как Уфимская, ибо к хлебопашеству самая лучшая земля повсеместно, повсюду ж леса, в коих, множество бортевых пчел; реки судовыя и рыбныя, озер рыбных и пажитных мест везде довольно" (П.Рычков, Топография Оренбургская. Ч.2.С.216)

Когда переселились татары в эти края, начали строить, деревянные дома, а крышу крыли соломой или досками. Наши прадеды и деды занимались земледелием. В 19 веке земледелие велось по трехпольной системе. При этом вся пахотная земля делилась на три поля - озимое, яровое и пар, т.е. незасеянный участок. Ежегодно культуры менялись местами. Сеяли рожь, овес, просо, ячмень. Наибольшее значение имели рож и овес. Огородничество и садоводство были развиты еще слабо. Картофель стали высаживать только в середине 19 века. Многие крестьяне относились неодобрительно к этой новой культуре. Даже в начале 20 века картофель оставался огородной культурой.

Пахали землю деревянной сохой. Для распашки целины употребляли деревянный плуг с железным лемехом. После распашки землю обрабатывали бороной. Сеяли вручную из лукошка. Сеял всегда старший, обычно старик. Он равномерно разбрасывал семена на пашне.

Урожай убирался серпами, а при малом урожае зерновые скашивались. Сжатые колосья связывались в снопы. Их оставляли просыхать на поле, затем свозили на гумно. Там хлеб складывали в скирды, в них он хранился до обмолота. Обмолот производился поздней осенью или зимой. Хлеб молотили на току. Ток представлял собой очищенную от травы, хорошо утрамбованную ровную площадку. Молотили цепом ( цепь - ручное орудие для молотьбы). Иногда молотьбу производили с помощью лошадей. Лошадей гоняли по разостланным снопам, и они копытами выбивали зерно. Веяли также на току при небольшом ветерке. Зерно подбрасывали деревянной лопатой вверх. При этом мякину ветер относил в сторону. Скотоводство у татар имело второстепенное значение. Местное стадо вставляли лошади, коровы, овцы. Из домашней птицы разводили кур, уток, гусей. Лошадь повсюду служила основной тягловой силой. В 19 веке татары, которые жили в наших краях, занимались кустарным производством: обрабатывали древесину, ювелирной работой, шили обувь. В деревнях издавна существовало планирование улиц. Мечеть, которая находилась в центре деревни, была обязательным атрибутом татарских деревень. И в Новой Васильевке была мечеть. В 1900 году открыли медресе при мечети. Туда принимали только мальчиков. В деревне было одно медресе, в котором учились 35-40 мальчиков. Они зубрили молитвы, не понимая ее содержания, а писать их, не учили. Мальчиков учил мулла, а для девочек не было школы, они ходили к абыстаю домой. Учеба была платная, каждую пятницу дети приносили своим "учителям" муку, пшено, деньги и т. п. В 1910 году стал муллой Зиннатуллин Гильмулла. Он был родом из деревни Меньдяново Альшеевского района Белебеевского yeзда. Он тоже учил детей религии. Русский язык и науки в медресе не изучались.

Дети из зажиточных крестьянских семей (2-3 человека) учились в Стерлибашевском медресе в 80 км от нашей деревни. В деревне по-русски умели читать и писать только 2 человека. Это Тажиев Мухаррам и Валитов Нургали, так как они служили в царской армии унтер - офицером. В 1916 году случилось большое несчастье. Из воспоминаний учителя-пенсионера Д.И. Николаева: "В августе того года в деревню приехали несколько солдат и унтер-офицеров. Они привезли с собой военную трофейную сигнальную ракету. Темной летней ночью "друзья" выходят на берег реки Менеуз, чтобы похвастаться и показать себя. Ракета падает на спокойно спавшую деревню, освещая всю местность. Через несколько минут соломенные крыши домов, деревянные постройки вспыхивают огнем. Пожар уничтожил почти всю деревню: 75 - 80 домов сгорели дотла. Сгорели и мечеть, и медресе. Целых 2 зимы дети нигде не учились". Новая школа из двух домов и мечеть были построены только после Октябрьской революции. Школа еще не была отделена от церкви, поэтому учеба велась по-старому.

7 ноября 1917 года совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Утром 8 ноября 1917 года Уфимский совет рабочих и солдатских депутатов получил телеграмму о победе вооруженного восстания и свержении Временного правительства в Петрограде. Под руководством большевиков по всей Башкирии начали создаваться новые органы власти. Их возглавляли представители рабочих и крестьян. В нашей деревне Советскую власть возглавил Хисамиев Харис.

Осенью 1918 года в деревню вошла часть войск Чехословацкого корпуса и установила свою власть. Они двигались из Уфы в Куйбышев. Через некоторое время под ударами Красной Армии отступили в направлении Уфы. В конце 1918 года в деревне установилась Советская власть. А в марте 1919 года колчаковцы вынудили отступить красноармейцев. Белогвардейцы пытались мобилизовать сельскую молодежь, но из этой затеи ничего не вышло. После освобождения Белебея чапаевцами, началось массовое отступление белогвардейцев вглубь Сибири. А 9 июня 1919 года чапаевцы выполнили приказ Ленина: Уфа была взята. Через наше село прошли полки Каширина. В те трудные и беспокойные годы деревня Новая Васильевка 6 раз переходила из рук в руки. В годы гражданской войны многие крестьяне боролись за власть Советов. 25 июля 1918 года прошла мобилизация молодежи в ряды Красной Армии (рожденных в 1895- 1900 гг.). Много было и добровольцев. Вступив в деревню, белогвардейцы учиняли кровавый террор. Они хотели убить Валитова Нургалея, активиста нашей деревни. Он успел скрыться в лесу. На другой день Красная Армия освободила деревню.

В деревне потихоньку начали устанавливать Советскую власть. С первых же дней Советской власти старостой избрали Игдислама Кадыймова. Это был человек, повидавший все тяжести жизни, умел читать и писать по-русски. Из воспоминаний Дмитрия Ивановича Николаева: "Были трудные времена: шла гражданская война, Деревня переходила из рук в руки: то белым, то красным. И вот деревня снова оказалась в руках белых, с другой стороны настлали красные. Была страшная война. В лесу, на полях лежали трупы убитых и тела раненых солдат. Вдруг тишина... Наступило утро, пахло весной, подул влажный ветер. Белогвардейцы, подвергнутые внезапной атаке со стороны красных, стоят среди узких улиц деревни и ждут приказа. Была команда отступать в сторону Абдуллино. Так белогвардейцы ушли колонной из деревни. Стало тихо. Игдислам вышел из своего укрытия. А ночью в деревне появился полуголый "беженец". Люди боялись его, в дом не пускали. А он нашел старосту деревни Кадыймова Игдислама, попросил, чтобы он пустил его домой, одел и покормил. Игдислам сделал все, что он просил. Но местные кулаки и мулла потребовали, чтобы он отдал " беженца" им для расправы. Они говорили: "Из одной крупинки не сваришь каши ". Но Игдислам не соглашался с ними и ночью отправил "беженца" в сторону красных. Вскоре деревня перешла в руки красных и тогда, Игдислам также оказывал им посильную помощь. Из нашей деревни в гражданской войне участвовали 65 человек. 23 марта 1919 года был опубликован подписанный В.И.Лениным, документ о создании Башкирской Автономной Советской социалистической Республики как составной части РСФСР. Принимается " Приговор", в котором просят включить и нашу деревню в состав республики БАССР. Подписываются больше 200 человек. На скакунах отправили этот " приговор" в Стерлитамак. Трудящиеся - башкиры впервые обрели равные права в счастливой семье народов нашей страны, стали активными строителями нового, социалистического общества. Была в разгаре гражданская война, однако на помощь исстрадавшейся от войн и разрухи башкирской бедноте поспешила вся страна. По указанию В.И. Ленина создается специальная комиссия "Башкирпомощь". Она организует по всей республике бесплатные столовые для больных и голодающих, открывает детские дома, раздает семена разоренным крестьянским семьям. Крестьянам и нашего села была оказана помощь: они получили семена.

В 1919-1920 годы председателем местного Совета избирается участник 2 войн Хисамиев Харис Хисамиевич. В 1920 году в деревню возвращается раненый Шамсетдин Хисамиев. Он заканчивает в городе Белебее курсы учителей и назначается учителем и директором начальной школы. 2 года Шамсетдин обучает у себя дома. Только в 1921 году школа была объявлена советской. При школе был организован ликбез. В 1923 году школа, проектируемая на 52 детей, стала 2-х комплектной.

Вторым учителем стал Хусаинов Салих. В 1924-28 годы директором школы был Хайретдинов Таухетдин Хайретдинович. В 1930 году был изъят для школы дом, поставленный для мечети деревенским богатым мельником Гатауллиным Хакимом. Этот дом стоял на месте нынешней школы. В 1934 году школу расширили и ремонтировали за счет домов раскулаченных крестьян. Были открыты 3-4 классы. Прибыли новые учителя. Директором школы стал Фаткуллин Мажит. Начали организоваться первые пионерские отряды. Первой вожатой стала Мусавирова Мунира из деревни Миякитамак. В 1938-39 годы школа стала семилетней, пристроили еще один корпус. Директор школы Николаев Дмитрий Иванович. А здание недостроенной мечети (после пожара 1916 года) по желанию большинства населения было отдано под клуб. Несколько раз его обновляли. В 1924 году организовалось сельское потребительское общество (кооператив). Организатором был Валитов Нургали. "В это время председателем Сельского совета был Хайретдинов Мухит Хайретдинович.

В 1929 году сельский совет перешел в Никифаровский совет Альшеевского района. В 1928 году началось выделение крестьянских хозяйств в хутора. Первым выделились 18 хозяйств и построили поселок Тумаш-Елга в 3 километрах к северу от деревни. В 1929 году выделились 78 хозяйств и построили поселок Иттихат в 1,5 километрах к югу от деревни Новая Васильевка. В 1929-30 годы началась коллективизация. В 1931 году началось массовое вступление крестьян в колхоз. В нашем селе был организован колхоз "Марс". Председателем колхоза стал Зиязов Гильметдин. А в деревне Иттихат колхоз -" Коммуна". Председателем был Асадуллин Габидулла. Первый трактор в колхоз привел Гарифуллин Губей, житель поселка Барш, а потом трактористом стал Миргалиев Вали, житель нашего села. В 1932-37 годы были раскулачены 5 хозяйств и высланы из деревни. Хозяйство колхоза крепло с каждым годом и благосостояние колхозников улучшалось. Образовались первые МТС, в селе стало больше техники.

22 июня 1941года началась Великая Отечественная война. Все граждане Советской республики как один встали на защиту Отечества 355 сыновей отправила на фронт и наше село. И 152 из них сложили головы на фронтах Великой Отечественной. В те дни родился боевой девиз тружеников тыла: "Все для фронта, все для победы!". Заменившие ушедших на фронт мужчин, женщины, девушки, подростки, учителя и учащиеся нашего сели растили хлеб, выполняли всю колхозную работу, кормили и одевали фронт. Нуриева Акълима, Назмиева Шамсада, Муллагалиева Габида, Закиева Рашида сели на трактора. Трудящиеся республики отправили на фронт 362 вагона подарков.

Среди них немало подарков, изготовленных руками школьников и колхозниц нашего села. На средства трудящихся Башкирии были построены авиационные эскадрильи «Башкирский истребитель» и «Комсомолец Башкирии". Не остались в стороне и колхозники колхоза " Марс". Они собрали несколько миллионов рублей. Труженики села не забывают своих героев, погибших за свободу и независимость нашей Родины. Стоит обелиск на самом видном месте, который был открыт к 50-летию Советской Армии весной 1968 года. Обелиск построен на средства колхоза. А на сегодня наша деревня неузнаваемо изменилась. В 1940 году был открыт медпункт. В 1951 году жители деревень Новая Васильевка и Иттихат объединились в единый колхоз «Коммуна». Председателем назначили Нигматуллина Кави. С 1954 года началась быстрая радиофикация сел Башкирии. Наше село было полностью радиофицировано летом 1961 года. В 1959-60-х годах началась электрификация села. Теперь село полностью электрифицировано. В 1959 году начала регулярные передачи Уфимская студия телевидения. Сейчас в каждом доме цветные телевизоры. С 1962 года начала работать библиотека, в 1968 году построен магазин. Весной 1969 года около школы на пустыре был разбит парк силами учащихся и учителей. В декабре 1978 года построили и сдали двухэтажную школу. С 1980 года в селе проведена газификация.

В центре деревни построили мечеть, новый фельдшерско-акушерский пункт, работает мельница, несколько торговых точек, издалека виден двухэтажный сельский дом культуры. В этом же здании находится библиотека, сельский совет. Люди строят большие, красивые дома. Дороги улиц заасфальтированы, построены новые мосты через реку Менеуз. Открыты маршрутные автобусы в село Бижбуляк и в Аксеново. А в 1996 году наше село отметило свое 250 летие. Этот славный юбилей отметили на национальном празднике «Сабантуй», который ежегодно проводится в нашем селе 7 июня. И тогда населением было принято решение переименовать название деревни Новая Васильевка в село Усак-Кичу.